За 20 лет, что цифровая печать применяется в России, сформировалась внушительная группа типографий, использующих именно этот способ печати. В сравнении с другими видами полиграфического бизнеса цифровая печать существенным образом от них отличается. Как правило, расходные материалы для цифровых машин поставляют сами производители цифровых машин. Во многом именно поставки расходных материалов являются для этих производителей главным источником дохода. С введением санкций в отношении России возникла серьезная проблема. Цифровая печатная техника в основном производится в развитых в полиграфическом отношении странах (США, Европе или Японии). Практически все эти производители приостановили (или даже полностью прекратили) работу в России. Во-первых, поставки цифровой печатной техники попали в пятый пакет санкций. Во-вторых, ряд компаний-производителей цифрового оборудования (например, HP) добровольно решили покинуть российский рынок, бросив на произвол судьбы большое количество своих клиентов, которые некоторые время назад доверили свое будущее и бизнес этой компании. В этой связи очевидно, что инвестируя в цифровую печать, многие типографии попадали в прямую зависимость от поставщиков и производителей оборудования, которое они выбирали. Впрочем, никто, конечно, не предполагал, что ситуация сложится таким образом.
Цифровая печать в России базировалась на модели клик-контрактов. По сути, это оплата поставщику за возможность печатать тиражи. Поставщик обеспечивает типографию необходимыми запасными частями и расходными материалами, гарантирует сервис и ремонт оборудования. По контракту типография платит поставщику оговоренную сумму за каждый отпечаток, выполненный на конкретной машине. Для многих владельцев цифрового оборудования данная схема работы представлялась весьма удобной. По крайней мере, всегда известно, сколько будет стоить тот или иной тираж, что очень удобно при расчете продажной цены. По такой схеме работали многие цифровые типографии, а потому не привыкли полагаться на себя — не держали запаса расходных материалов и часто меняемых узлов, не имели в штате специалиста по обслуживанию машин, порой даже не обладали навыками по настройке и управлению цифровым оборудованием. Инженер поставщика регулярно приезжал в типографию, выполнял техническое обслуживание и плановую замену запчастей, поддерживая тем самым работоспособность оборудования. Поставщику такая схема работы тоже удобна, поскольку его задача — обеспечить ситуацию, при которой типография печатала бы максимально много, так как за каждый отпечаток она должна платить.
Теперь же ситуация кардинально изменилась. Поставщики цифрового оборудования либо свернули свою деятельность в России, либо приостановили ее на неопределенный срок. По сути, это означает не только отсутствие поставок нового оборудования, но и сервисного обслуживания, а также снабжения расходными материалами. Впрочем, следует сделать некоторое уточнение: производители цифрового оборудования по-разному реагирую на текущую ситуацию. Из тех компаний, которые остались в России, одни полностью заморозили свою деятельность, другие осуществляют сервис и обслуживание в объеме имеющихся возможностей, третьи пытаются поставлять расходные материалы (и даже оборудование), используя альтернативные каналы. Более того, текущие возможности компаний не позволяют организовать поддержку всех клиентов в одинаковых объемах. Глобально по причине отсутствия расходных материалов и запасных частей.
Следует отметить, что запчасти для цифровых машин уникальны, и приобрести их у сторонних компаний не получится. Офсетные же машины собираются из большого количества типовых компонентов (моторы, пневматика, подшипники, электротехнические изделия и т.д.), которые производятся разными компаниями на базе нормативов и стандартов. Поэтому заменить пневмоцилиндр одной компании можно аналогом от другой. Как правило, запчасти можно найти на китайском или турецком рынках или же в ассортименте компаний, который продолжают работать в России. К тому же офсетные машины «сделаны из железа» и служат намного дольше цифровых. Многие механические части можно либо восстанавливать, либо изготавливать на заводах в России. Иными словами, поддерживать работоспособность парка офсетных машин своими силами.
С цифровыми машинами ситуация другая. Как правило, большинство деталей этих машин можно приобрести только у производителя. Альтернатив на свободном рынке нет. В результате цифровые типографии оказались в худшем положении, чем их коллеги из офсета или флексографии. В этой связи попробуем понять, какие возможности есть у цифровых типографий продолжать работу в сложившихся обстоятельствах.
Результаты запроса aliexpress на расходные материалы для цифровых печатных машин Konica Minolta (показана только малая часть поискового запроса). Материалы доставляются в Россию полтора–два месяца. Аналогичным образом можно найти материалы для других печатных машин, а также запчасти на быстро изнашиваемые детали
Если с расходными материалами вопрос может быть решен с помощью параллельного или перпендикулярного импорта, то с большинством запчастей ситуация сложнее. Выходов у российских типографий немного:
К сожалению, ничего другого пока придумать невозможно. Ситуацию на рынке цифровой печати стабильной не назовешь. Те, кто привык полагаться на поставщика и клик-контракт, теперь оказались в сложном положении. Рассчитывать теперь можно только на самого себя. В конце концов, что нас не убивает, то делает нас сильнее.